воскресенье, 11 ноября 2018 г.

Экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Мы адаптировали к индивидуальным особенностям детей и включили в содержание некоторые занятий модифицированные задания и упражнения.

«Конструирование букв». На столах — палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

«Реконструкция букв» – вариант упражнения конструирования букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить, объединить бросовый, природный материал и т.д.)

Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна — насос, терка — актер).

Игра «Кто больше соберет слов». Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор). Подбор слов к заданной звуковой модели. Перед детьми схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Нужно подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов — с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.

Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка — майка — гайка — чайка.

Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое — море, нож, морж и т.д.

Подбор слов к данной рифме. Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок и т.д.

Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).

Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Фатимы у красивая кукла».

Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».

Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.

Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Развивающая игра «Читай-ка на шариках» (автор Воскобович и другие подобные игры).

Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов — умение выбрать нужный предлог).

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей мы уделили работе по индивидуальным карточкам. Сначала использовали карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий, мы изготовили карточки с заданиями возрастающей сложности. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагога.

Для детей:
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения — чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

Работу по карточкам проводили на индивидуальных занятиях, как один из видов контроля фронтальных занятий, а так же при проведении коррекционной работы ребенка с педагогом и рекомендовали родителям для игр с детьми дома.
Все задания на карточках сопровождали яркими иллюстрациями, которые защитили специальной пленкой, что давало возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.

Предлагаем перечень примерных задания – экспериментов, которые мы проводили с детьми:
- Составь звуковые модели слов, сравни их.
- Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
- Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
- Соедини картинку со звуковой моделью.
- Соедини между собой картинки и звуковые модели.
- Исправь ошибки в звуковой модели слова.
- Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
- Подбери три слова к звуковой модели.
- Составь слово по первым звукам названий картинок.
- Составь слово по вторы» звукам названий картинок.
- Составь слово по последним звукам названий картинок.
- Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).
- Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости - мягкости.
- Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости - твердости.
- Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?
- Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.
- Соедини картинку со слоговой схемой.
- Соедини между собой картинки и слоговые схемы.
- Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.
- Составь слово по первым слогам названий картинок.
- Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в каждом слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.
- Составь предложение по картинке и графической схеме.
- Составь по одному предложению по каждой графической схеме.