вторник, 13 января 2015 г.

Дислексия

Дислексия означает затруднения при чтении и понимании слов или текстов, при этом функции зрения и слуха не нарушены.

Первые признаки дислексии проявляются на начальных этапах обучения в школе.
Ребенок с дислексией значительно отстает от своих сверстников в процессе обучения чтению и письму, но задержек умственного развития при этом не наблюдается. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Виды дислексии

Фонематическая дислексия.
Фонемой в русском языке называют минимальную единицу звукового строя. Сама фонема не имеет самостоятельного значения, но несет смыслоразличительные функции в словах, например, том — дом — ком.
Таким образом, изменение одной из фонем в слове или перестановка фонем, например, липа — пила, приводят к изменению значения слова.
Ребенок с этой формой дислексии смешивает звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (например, шок — сок).

Семантическая дислексия (или механическое чтение) — заключается в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста в целом. При этом технически ребенок читает абсолютно правильно, но после прочтения не может передать суть прочитанного.
В основе данного явления лежит:
- трудность звукослогового анализа (звукослоговой анализ — это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов сочетаний звуков, слогов и слов);
- нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения (слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими членами предложения).

Аграмматическая дислексия - данный вид наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Характерно
- изменение падежных окончаний и числа существительных (в домов);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных (интересный книга);
- изменение окончаний глаголов 3-его лица в прошедшем времени (сделул).

Оптическая дислексия - заключается в трудности усвоения сходных по внешнему написанию букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Ы-Ь, П-Н).

Мнестическая дислексия - при данной форме ребенок с трудом усваивает, какая буква соответствует тому или иному звуку.


Профилактика дислексии

Так как дислексия является генетическим заболеванием (наследственным), то предупредить ее (при наличии изменений на генетическом уровне) невозможно. Однако при условии внимательного и терпимого отношения к ребенку проявления дислексии могут стать минимальными.

Необходимо:
- прививать ребенку привычку воспринимать прочитанное на слух с самого раннего возраста (для этого родители должны регулярно читать своим детям литературу, соответствующую его возрасту);
- обучать ребенка первым навыкам чтения уже в дошкольном возрасте (в игровой форме, с использованием наглядных материалов);
- своевременное выявление первых признаков дислексии (могут проявиться уже в возрасте пяти лет) и их коррекция (занятия с ребенком, посещение логопеда);
- чем раньше будут выявлены первые признаки дислексии, тем быстрее и проще нарушение поддается коррекции.