Интегрированное обучение – залог умственного и речевого развития ребёнка

При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании пришло то время, когда учителю-логопеду приходится оказывать коррекционно-речевую помощь детям с сенсорными, двигательными, интеллектуальными, комплексными дефектами. Необходим поиск универсальных методов и приемов, отвечающих современным требованиям коррекционно-педагогической работы. Удачно и эффективно использовать интегрированные логопедические занятия. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий помогут обеспечить высокие результаты в коррекции речи.

Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно-организованного обучения как относительной образовательной практики. Интегрированное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к условиям образовательного учреждения. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Этой проблемой занимались Т.А.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и многие другие. Обучение связной речи детей имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Полноценное овладение детьми-логопатами навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию, атрибутов и их элементов.

Художественное образование играет важную роль в становлении полноценной личности ребенка, в развитии его способностей. Детей необходимо приобщать к миру искусства, как средству развития монологической речи. Искусство — одно из мощнейших средств воспитания чувств, поэтому так важно научить таких детей понимать и любить произведения живописи, литературы и музыки. Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все его виды, является художественный образ, который доступен пониманию детей школьного возраста. Формирование монологической связной речи и коррекция речевого дефекта у детей-логопатов невозможны без взаимодействия всех участников коррекционно–образовательного процесса. Коррекционная работа со школьниками с общим недоразвитием речи — весьма сложная проблема, так как у них наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, позднее начало речевого развития, низкая речевая активность. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает ряд специфических особенностей. У детей задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений. Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, страдают все виды памяти. Они отстают в развитии наглядно – образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому, используя различные виды искусств, можно говорить об эффективности коррекционной работы.

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность речевых процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Как правило, дети-логопаты отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, логопеды связывают свою работу с привлечением театральных средств в работе логопеда. Театральная деятельность – средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. В ходе логопедических занятий в качестве эффективных зарекомендовали себя следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения. Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативной сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи. Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.

Для повышения эффективности коррекционной работы логопеды используют логоритмику, то есть сочетание музыки, движения и речи. Г.А. Волкова впервые в нашей стране создала логопедическую ритмику как специальную науку. Музыка — это «звучащее лекарство». Система движений влияет на психические процессы, а также развивает речь. В.А. Гиляровский подчеркивал, что музыка влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга. В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма человека (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально- положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма. Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, коррекционных задач каждого этапа логопедической работы. Многообразие средств логоритмики дает возможность всем специалистам, работающим с данной категорией детей, включать эти средства в свои занятия. Хорошо известна взаимосвязь общей и речевой моторики, которая подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Школьная программа развития и обучения детей предусматривает работу с самыми разными материалами. Самая интересная, незаменимая, разнообразная – это работа с бумагой. Она пластична, легка в обработке, не требует больших усилий, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы, имеет приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру. Используют различные виды бумажной пластики:

- аппликация – создание работ с помощью ножниц или путем обрывания,
- мозаика из резаной крошки;
- витражи и силуэтные вырезания;
- конструирование из бумажных полос – скручивание, выгибание;
- папье – маше;
- оригами – складывание листа бумаги в различных направлениях.

Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука. А в оригами и лепке очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи. Специалисты-медики считают, что занятия оригами и лепкой позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Комплекс ритмических движений на занятиях способствует развитию динамических качеств двигательного компонента: выполнению симметричных и асимметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамической координации. Занятия оригами и лепкой очень нравятся детям, потому что это похоже на чудо.

Многие логопеды предпочитают такой способ креативной терапии, как рисование на песке, игры с песком. Взаимодействие с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Таким образом, элементы рисования, лепка, аппликации, оригами и др. способствуют не только развитию мелкой моторики, но и скоординированности речи и движения, формированию правильно произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.

Ни один логопед не обходится на своих занятиях без помощи картин наших знаменитых художников В. Васнецова, Шишкина, Брюллова и многих других. Произведения художников учат фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание создать самим что-то красивое. Так зарождается творчество. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и отражаются в содержании речи. Они учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события, объяснять выбранный художником колорит, настроение и чувства, соотнося картину с литературным произведением. Дети обучаются составлению рассказов по пейзажной картине. Конечно, этому предшествует наблюдение за явлениями природы, сезонным изменениям, описанием природы, рассматривание произведений пейзажной живописи, беседы по содержанию картины. Наша задача — вызвать у ребенка эмоциональное отношение к изображению для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения, закрепляя и автоматизируя грамматические формы.

Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру – логопеду каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, легкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае. Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов и родителей, правильно расставить приоритеты и постепенно перейти от коррекции к коммуникации, используя интегративные подходы в художественной культуре — вот задачи, стоящие на данном этапе развития нашей науки перед каждым логопедом- практиком. Взаимосвязь разных видов искусств и каждый вид искусства в отдельности углубляют необходимые и неожиданные ассоциации, помогают понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа, что является важнейшим звеном в цепи коррекционной работы.