среда, 14 сентября 2016 г.

Театральная деятельность в работе логопеда


Театрализованная деятельность в работе логопеда используется как средство всестороннего развития личности ребенка – логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.


На практике можно использовать следующие виды театральной деятельности:


• Музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• Художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения.

Развитие адаптивного процесса общения повышает эффективность коррекции: коммуникативные сферы, формирования основ образного мышления на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе.

Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение — сообщение); овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального (неречевого) общения; развитие связной диалогической речи.

Все это красноречиво свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции эмоционально – личностной, речевой, коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:
• ориентирование в пространстве;
• развитие речи, построение диалога;
• развитие отдельных групп мышц;
• развитие психических процессов;
• воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:
• развитие координации движений;
• развитие мышечной памяти и пластики;
• развитие воображения;
• развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:
• развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
• развитие связной речи, творческой фантазии;
• учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
• пополнять словарный запас;

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:
• познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
• воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:
• учить сочинять этюды по детским произведениям;
• развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
• учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
• пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.

Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме "Осень"

Название игры, вид театральной деятельности, содержание
Задачи, методы, приёмы работы
1
Игра «Перелёт птиц» - театральная игра
Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку.
1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера.
2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа.
2
Игра «Повтори как я» - ритмопластика
Выбирается последовательность слов: грач, ворона, цапля, воробей
Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий.
1) Работа над дикцией и артикуляцией.
2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности.
3) Развитие чувства ритма.
4) Сотворчество.
3
Пластические этюды «Слово - не воробей» «Все мы чем-то похожи» -
Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой.
1) Способствовать творческой активности детей.
2) Создание радостного настроения.
3) Развитие умения взаимодействия с партнерами.
4
Пальчиковая игра « Умейте задавать вопросы» - театральная игра.
Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста.
1) Развитие мелкой моторики
2) Отработка дикции.
3) Развитие чувства ритма.
5
Беседа «Что мы знаем о театре?» - основы театральной культуры
1) Выяснить знания детей о театре.
2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр.
3) Уточнить правила поведения в театре.
6
Артикуляционная гимнастика – техника речи
Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. Зачитываем басню С. В. Михалкова «Ответ»
1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц
2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.
3) Работа над речевым дыханием.
4) Создание эмоционального настроя на работу.
7
Дыхательные упражнения - культура и техника речи
 «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.
«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).
1) Развитие мышечной памяти.
2) Развитие речевого дыхания
3) Вызвать интерес к играм.
4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса.

В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи.