Детский аутизм: причины и симптомы

Аутизмом в психиатрии называется расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. При аутизме утрачивается интерес к реальности и взаимодействию с окружающими, а также способность различать фантазии и реальность. Все эти признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет, поэтому имеет смысл говорить о детском аутизме.


Несмотря на то, что у каждого ребенка имеются свои симптомы аутистического расстройства, во всех случаях наблюдаются общие черты, которые и дают основания рассуждать о наличии этого заболевания. При этом, признаки и симптомы аутизма зависят от возраста, и таким образом принято выделять четыре основные возрастные группы: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.

Ученые до сих пор не могут точно установить причины возникновения аутизма. Принято считать, что данное явление тесно связано с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, то есть, аутизм является наследственным заболеванием, однако, генетика не может объяснить, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. Не исключено, что причиной данного заболевания может являться вирусная инфекция, такая как краснуха, корь, ветрянка, перенесенная матерью во время беременности, которая собственно и способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка.

У детей старше двух лет наблюдаются симптомы, характерные и для раннего аутизма, то есть, не откликаются на свое имя, не смотрят в глаза собеседнику, играют в одиночестве и т.д. Подробно признаки расстройства аутистического спектра можно расписать следующим образом:

Нарушение речи.
Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в два года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к трем годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений. Такие люди с трудом приобретает навыки и зачастую в школе не могут научиться читать и писать.

Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями.
Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.

Проблемы в социализации.
Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами - тревогу. "Дети дождя" - именно так часто называют малышей-аутистов - могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.

Приступы агрессии.
Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.

Слабый интерес к игрушкам.
Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей - это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант - приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.

Стереотипность поведения, боязнь перемен.
Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно же, эта задача ставится прежде всего перед родителями.

Для написания статьи использовались материалы из Википедии, а также сайтов sulamot.ru, logopedprofi.ru и kp.ru.